Кумыс Саксагыр, православный писатель (adolfych) wrote,
Кумыс Саксагыр, православный писатель
adolfych

РЕЭКСПОРТНЫЙ РАЗРУШИТЕЛЬ

Журнал НАШ, октябрь 2003.

Единственный киевский концерт Захара Мая прошёл очень стильно. По панковски, как во времена разгула glasnosti.
Глубокой ночью, почти без рекламы, в затерянном среди тёмных и кривых подольских улиц душном подвале.
Кто такой Захар Май? Это подпольная поп-звезда, бывают и такие.
Особого ажиотажа не было, у входа в клуб "Квартира Бабуин" стояла небольшая толпа, но стояла вяло - некоторые даже не внутрь ломились, а наоборот, разъезжались.
Певец запаздывал, публика беспокоилась, девушка-администратор обнадёживала: "Вот - вот будет. Группа уже здесь. Мая сняли с поезда на границе". Начало прекрасное, плох тот панк, которого ни разу не ссаживали с поезда.
Потихоньку начали возвращать деньги.
Где-то к утру, часам к трём, концерт начался. К этому времени стойкие поклонники успели нажраться, а трезвые профи с телевиденья - разъехаться по домам.
Так что это интервью - эксклюзивное, конкуренты не вынесли измора.
Пока ждал - знакомился с девушками, стандартно спрашивая: " А кто это вообще такой, Захар Май?"
Лучший и единственный ответ: "Какой-то певец - матерщинник из России".
Это и есть главная примета подпольной звезды - не информированность широкой публики.
За разговорами с девушками прошло часа три, на сцене появились люди, и началось.
Май оказался фигурой - высокий, стриженый под "ноль" мослатый человек, слегка за тридцать. Рыжий, ражий и неистовый. Похож на спившегося футболиста.
Всё очень стильно - приятные землисто- фиолетовые лица гитаристов, седой барабанщик, две певицы - "женщины" в джинсах, неуловимо похожие, как сёстры, одна сверкает коронкой жёлтого металла, вторая-с фанатичным выражением лица, глаза как угольки, так и кажется, что сейчас она заплачет, потому что видела Фюрера.
Музыка группы - не панк, по крайней мере, не тот панк, к которому привыкли фанаты Гражданской обороны. По форме это мэйнстрим рока, ДДТ. Заставить слушать такое нельзя, глисты дохнут от скуки. Но Май - заставил. У него мощный голос, он умеет петь. Но главное - он поёт хиты. Ни одной проходной песни - хит за хитом, сумасшедший драйв, та капля никотина, которая разрывает суслика на куски.
Кроме своих песен Май пел и классику панка, Аллу Пугачёву, например.
Тексты - отличные. Про расставание (Нахуй!), про будущее (Наши танки), про Бога (Бог не фраер, Шива-разрушитель). Про наркотики, причём не то, чтобы он был против. Похожие тексты пишет Лаэртский, но у Мая веселее и попсовей. Никаких сомнений и рефлексий - сразу бьёт в точку. Молоточком. Амфетаминовая сверхкомпетентность. Про музыкантов-виртуозов и говорить не стоит - если играть рок с начала восьмидесятых, в начале двухтысячных будешь это делать хорошо.
На бис не пели. Поклонились и разошлись - Май пошёл поедать борщ и отвечать на вопросы, ну а я записывать ответы. Захар Борисович попросил не перевирать его слова, что тоже вполне в стиле панк эстетики, Сид Вишес, так тот вообще, прямо по морде бил журналистов.
Для объективности под некоторыми ответами буду дописывать данные из независимых и непроверенных источников, то есть - слухи.

- Когда ты уехал?
- Уехал я в 88 году.
- Как ты уехал?
- На большом белом самолёте
- По какой линии?
- Как еврейский беженец. Через Европу в Балтимор. С семьёй. Четыре человека.
Потом стал постепенно двигаться на Запад. Сначала Нью-Йорк, Чикаго, потом Калифорния. А потом, после Калифорнии стало уже некуда двигаться на запад, я приехал сюда, в Петербург, где сейчас и живу.
- Что в Америке?
- Сначала всё подряд, потом компьютеры, а потом нормально даже стал заниматься компьютерами, Интернетом.
Старался заниматься такими вещами, чтобы учить технологии, которые меня в тот момент интересовали. Я снаружи внутрь шёл. С компьютерами-до железа. Потом, когда понял, как всё работает - быстро потерял ко всему этому интерес.
- Ты программировал?
- Да. На всех уровнях программировал.
-
Слухи: В Харькове 80-х Мая знали все. Он устраивал концерты, был в движении. Учился в университете, то ли в Таллинне, то ли в Тарту. В Чикаго Зак Май устроился на работу программистом, просто прочитав книгу по Java. В Калифорнии зарабатывал программированием 100 - 150 долларов в час, это от 4000 до 6000 тысяч в неделю. Всему учился сам, исключительно способный.


- Почему оттуда уехал?
- Из Америки? Ну, сколько же можно, 12 лет в чужой стране, чувствуешь себя непризнанным постоянно
- Ты не освоился?
- Там никто не осваивается Никто в себя не приходит. Когда более менее начинаешь плавать в этой хуйне - но всё равно не чувствуешь себя дома. Не только я - вообще никто не чувствует себя дома.
- Ты общался с русскими?
- Все тусуются с русскими - кроме тех, кто нет. Кроме исключений, подтверждающих правило. Это особый класс людей. Их очень мало.

Слухи: Зака Мая знали все русскоязычные американцы. В Чикаго у них дома (жил с братом, родители осели в Балтиморе) была постоянная тусовка, художники, разные прикольные люди, самое интересное место в русском Чикаго, жизнь ключём. Зак учился записывать музыку, тусовка ему не мешала, он постоянно работал. Записал свой первый альбом "И никого другого" - с "Нахуй" и "Нашими танками" Висел в IRC, знакомился с людьми, в принципе - раскрутился до всеамериканской русской известности таким образом.
Читал фантастику и слушал музыку 70-х.

- Ты вернулся на пустое место?
- Нет, Гордей сказал, что можно отыграть концерты в Москве и в Питере - и что можно группу собрать из взрослых музыкантов. Я говорю - круто, давай делать.
- Ты там пел, в Америке?
- Я там в основном записывался. Но пел, квартирники, дни рождения, такое…
В общем - на сцене очень мало пел, вот только когда "Разные люди" приехали в Америку, я их открывал, и вот это были мои настоящие первые концерты, но тоже акустика.
- Что было в Питере?
- Вначале один концерт мы отрепетировали и сыграли. Группа была из случайных музыкантов, она плохо играла вначале.
- Ты создавал под себя культурную среду?
- Нет, там сложно. В группе, особенно в Питере - целая культура распределения ответственности за разные штуки, она неписаная, я в неё въезжал очень медленно.
Я думал, что нельзя, например, говорить басисту, что играть, нельзя барабанщику говорить что играть - вот такие вещи. Поэтому первая группа была совершенно неудачной - вот та группа, которая на "Нашествии", я вообще её даже и не слышал - я потом слышал какие-то записи, ну ужасно, ничего не осталось от того драйва, который я имел в виду.… Мы с ними немного поездили, когда мы Чижа открывали в Америке, и потом, когда приехал. Когда мы альбом записывали, он меня более-менее научил, как всё работает. На самом деле всё на мне, я отвечаю за всё, типа.
Мне не обязательно всё придумывать, но всё на мне…Я вообще этого понятия не знал раньше.
- Ты пишешь тексты и музыку?
- Песни пишу я, а аранжировки более менее вместе. Более менее пополам с каждым. Гитарист более менее свободен, и барабанщик свободен, потому что я не знаю что там делать.
Более менее пополам с каждым отдельно. Я не сразу этого добился, поэтому на этом альбоме многое зависит от акустических гитар, которые неправильно.
А сейчас, ты видел - многие вещи получаются очень жёстко.
Друзья в Питере, из "Король и шут", удачно пошутил один: "Ты получил уже готового барабанщика, тебе даже не пришлось его пиздить 16 лет как мне своего".
- Ты про наркотики поёшь. Сам принимаешь?
- Я как чукча - что вижу, то пою. Я считаю, что так вообще лучше петь.
- Что принимаешь?
- Я не принимаю, в основном, только алкоголя.
- Какой основной наркотик?
- Траву в основном. Все люди принимают наркотики. Другое дело, что большинство принимает алкоголь. Если учитывать алкоголь как наркотик, то все принимают наркотики. Кроме стрит - эйджеров, которые тащатся на стрит - эйдже. Очень мощное движение молодых людей, которые не используют ни алкоголь, ни наркотики. Всё на трезвяк.
- Асексуальная лига?
- Нет, с сексом у них как раз очень хорошо.
- "Винт"?
- "Винт" я никогда не пробовал, амфетамин в России, метамфетамин, "спид" в Америке.
- Чёрную никогда?
- Оно мне не нужно, мне кайфа хватает. Мне нужно для работы, вот белая для работы-оно охуительно. И то, приходится делать большие перерывы. Я делаю перерывы честно и долго. Вот сейчас большой перерыв. Я стараюсь концерты на белом никогда не делать, оно ужасно мешает. А записываться помогает.
- Были в Америке проблемы с наркотиками?
- Проблемы? С полицией или наркотиками?
- И с тем и с другим.
- С полицией не было никаких проблем, и с наркотиками не было - перерывы делать, оно помогает. И был момент, когда меня пересадили со "спида" на кислоту, и я сильно отрезвел на самом деле. Раньше я считал, что без "спида" вообще скучно.
А после кислоты я расслабился, мне необязательны наркотики, как раньше. Ну, трава обязательна.

Слухи: В Чикаго Зак Май курил траву, очень много. Грибы, кислоту - не признавал, говорил, что на него не действуют. Метамфетамин начал серьёзно принимать в Калифорнии, в Сан-Франциско. Из Чикаго уехали с братом в Калифорнию, в том числе из-за безденежья - угнали собственную машину с техстанции, не могли рассчитаться за ремонт. По одним слухам - уехал из Калифорнии в Питер из за каких-то напрягов с властями. По другим - всегда хотел стать певцом, а американская аудитория уже стала тесной.

- Что у вас с шоубизнесом?
- С шоубизнесом плохо.
Общий мэйнстрим - они знают только (в России, во всяком случае) песню "Нахуй" и у них превратное создаётся впечатление о том, чем мы занимаемся. Не все нас знают, только альтернативная контркультура. Ну, ещё профессионалы знают.
- Как вы работаете? Есть менеджер, продюсер?
- Директор есть, продюсера нет. У нас есть лейбл, он в основном служит, чтобы контакты наводить в Москве, приглашать, например, журналистов, но они сам промоушен не делают, потому что мы не вписываемся в их обычный образец промоушен. Потому что наше радио нас не крутит. У них принцип раскрутки - через радио, а радио нас не крутит почти вообще. Потому что у нас гитарная группа, и мы для них звучим несовременно. Они сказали это словами. Не всё мне, но всё до меня дошло. Он сказал - звук 75-го года, а наш альбом совсем гитарный, звук 75-го года, он моден в Нигерии, но не у нас в России.
В Питере почти все музыканты так говорили: "Что вы сделали такой старомодный звук..."
Я говорю "Зато честно и вкусно, вы сделайте честно и вкусно".
Они "Ну да, честно и вкусно, правда".
- То, что вы делаете - это попытка вернуть волну рока?
- Не, мне рок похуй на самом деле. Следующий альбом будет хип-хоповый и более электронный. Будет электроника, в этом же вообще нихуя нет. Но мне похуй рок, это техника просто, я его люблю.
Мы энергетику гоним со сцены, есть много методов гнать энергетику со сцены и с записи, вот мы попробовали классический рок, следующий у нас будет попсовый хип-хоп. Как при освоении техники, как с компьютерами -я занимался вещами чтобы освоить их. Пока мы рок альбом записывали - я более менее понял, как работает рок-н-ролл, я раньше не знал. Будем хип-хоповый альбом записывать, я более менее пойму как работает хип-хоп.
Русское радио нас не крутит, а "Шансон" крутит только одну "Бетонку", попсовые "Танки" у нас не крутят вообще.
Моя задача, программа максимум, - чтобы нас крутило "Русское радио" и "Максимум" - то есть, самые попсовые станции, и я буду делать попсовые хиты, пока они их не начнут крутить.
У меня есть такая установка - попса в ужасном состоянии в России сейчас, тут вообще никогда не было хорошей попсы. Будет хорошая попса - они будут крутить, они с удовольствием будут крутить.
-Ты как-то сказал "Харьков - это широкий и глубокий город - но правят им враги народа"…
- Да, это правда. Я был один день там, мне безумно там понравилось, и я хочу туда переехать. Но, так как у меня вся группа живёт в Питере - это невозможно.
Я, скорее всего, перееду на Украину, не факт что в Харьков, но то ли в Харьков, то ли на ЮБК
Если я стану богатым - я перееду на южный берег Крыма, если нет - я скорее всего перееду в Харьков. Не только потому, что это моя родина, потому что там мне безумно нравится. Я врубаюсь во всё, что там происходит.
- С кем вы в Питере поддерживаете отношения из групп?
- Ни с кем.
- Совместные концерты?
- Концерты даём совместные, вот сейчас поедем в Америку, "Король и шут" и мы. Причём мы поедем в акустике, потому что ДДТ поедет с ДДТ, будут две девчонки, акустический состав. Мы будем играть сорок минут перед "Король и шут", будет ужасно интересно, как это можно технически сделать. Как можно сделать, чтобы "КиШ"овские фанаты тебя не убили, когда ты играешь им акустику. Такие совместные концерты, ну ещё и на фестивали мы ездим. Есть много товарищей среди музыкантов, но мы ни с кем из них совместного не делаем, кроме, естественно, Чижа. Мы с ним более менее одинаковые, он более блюзовый, я более панковый. Вообще-мы же есть ДДТ.
- С Шевчуком ты в каких отношениях?
- С Шевчуком мы хорошо разговаривали, много, не то, чтобы мы дружим домами. Я его очень уважаю и люблю, правда не понимаю, чем он занимается…
- Девушки на подпевках - сёстры?
- Нет. Но они не на подпевках, они певицы.

Вот такой человек, Захар Май, Шива-разрушитель. Человек, осуществивший мечту революционного 88-го, самоучка, ставший певцом. Наркоман с характерными наркоманскими прогонами ("Все люди принимают наркотики. Другое дело, что большинство принимает алкоголь. Если учитывать алкоголь как наркотик, то все принимают наркотики"), но работоспособный и талантливый. Откровенный, как Гитлер времён борьбы. Он хочет разрушить современную попсу, создать новую, и на этом заработать. Не стесняется откровенно об этом говорить. Соответствует своим текстам, цельный человечище. Он приехал завоёвывать, "Наши танки"- это программа. Конечно, это не рок восьмидесятых по откровенности и накалу страстей, но он и не пытается. Иначе не менял бы слов в текстах, а то у него в Чикаго "Чикагские панки курят траву…", а в Питере "Ленинградские панки курят траву…", это не сильно важно, правда, трудно понять, чьи же всё-таки танки въедут в Москву. В старом роке так дешевить было нельзя.
Генерал в бесконечной войне наркоманов с алкоголиками. Причём, он вторгся на исконную территорию алкоголиков, что уже само по себе - поступок.
Глубоко харьковский персонаж, в хорошем смысле этого слова, как Лимонов.
Так что остаётся только пожелать удачи и победы. Давно пора потрусить алкоголиков, ну а некоторых и повесить - за всю хуйню.


zaxar_borisych - это он.
Если что-зайобуйте вопросами его, я не знаю где его можно послушать, купить диски и т.д..
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments