Кумыс Саксагыр, православный писатель (adolfych) wrote,
Кумыс Саксагыр, православный писатель
adolfych

Category:

РЕЭКСПОРТНЫЙ РАЗРУШИТЕЛЬ

Журнал НАШ, октябрь 2003.

Единственный киевский концерт Захара Мая прошёл очень стильно. По панковски, как во времена разгула glasnosti.
Глубокой ночью, почти без рекламы, в затерянном среди тёмных и кривых подольских улиц душном подвале.
Кто такой Захар Май? Это подпольная поп-звезда, бывают и такие.
Особого ажиотажа не было, у входа в клуб "Квартира Бабуин" стояла небольшая толпа, но стояла вяло - некоторые даже не внутрь ломились, а наоборот, разъезжались.
Певец запаздывал, публика беспокоилась, девушка-администратор обнадёживала: "Вот - вот будет. Группа уже здесь. Мая сняли с поезда на границе". Начало прекрасное, плох тот панк, которого ни разу не ссаживали с поезда.
Потихоньку начали возвращать деньги.
Где-то к утру, часам к трём, концерт начался. К этому времени стойкие поклонники успели нажраться, а трезвые профи с телевиденья - разъехаться по домам.
Так что это интервью - эксклюзивное, конкуренты не вынесли измора.
Пока ждал - знакомился с девушками, стандартно спрашивая: " А кто это вообще такой, Захар Май?"
Лучший и единственный ответ: "Какой-то певец - матерщинник из России".
Это и есть главная примета подпольной звезды - не информированность широкой публики.
За разговорами с девушками прошло часа три, на сцене появились люди, и началось.
Май оказался фигурой - высокий, стриженый под "ноль" мослатый человек, слегка за тридцать. Рыжий, ражий и неистовый. Похож на спившегося футболиста.
Всё очень стильно - приятные землисто- фиолетовые лица гитаристов, седой барабанщик, две певицы - "женщины" в джинсах, неуловимо похожие, как сёстры, одна сверкает коронкой жёлтого металла, вторая-с фанатичным выражением лица, глаза как угольки, так и кажется, что сейчас она заплачет, потому что видела Фюрера.
Музыка группы - не панк, по крайней мере, не тот панк, к которому привыкли фанаты Гражданской обороны. По форме это мэйнстрим рока, ДДТ. Заставить слушать такое нельзя, глисты дохнут от скуки. Но Май - заставил. У него мощный голос, он умеет петь. Но главное - он поёт хиты. Ни одной проходной песни - хит за хитом, сумасшедший драйв, та капля никотина, которая разрывает суслика на куски.
Кроме своих песен Май пел и классику панка, Аллу Пугачёву, например.
Тексты - отличные. Про расставание (Нахуй!), про будущее (Наши танки), про Бога (Бог не фраер, Шива-разрушитель). Про наркотики, причём не то, чтобы он был против. Похожие тексты пишет Лаэртский, но у Мая веселее и попсовей. Никаких сомнений и рефлексий - сразу бьёт в точку. Молоточком. Амфетаминовая сверхкомпетентность. Про музыкантов-виртуозов и говорить не стоит - если играть рок с начала восьмидесятых, в начале двухтысячных будешь это делать хорошо.
На бис не пели. Поклонились и разошлись - Май пошёл поедать борщ и отвечать на вопросы, ну а я записывать ответы. Захар Борисович попросил не перевирать его слова, что тоже вполне в стиле панк эстетики, Сид Вишес, так тот вообще, прямо по морде бил журналистов.
Для объективности под некоторыми ответами буду дописывать данные из независимых и непроверенных источников, то есть - слухи.

- Когда ты уехал?
- Уехал я в 88 году.
- Как ты уехал?
- На большом белом самолёте
- По какой линии?
- Как еврейский беженец. Через Европу в Балтимор. С семьёй. Четыре человека.
Потом стал постепенно двигаться на Запад. Сначала Нью-Йорк, Чикаго, потом Калифорния. А потом, после Калифорнии стало уже некуда двигаться на запад, я приехал сюда, в Петербург, где сейчас и живу.
- Что в Америке?
- Сначала всё подряд, потом компьютеры, а потом нормально даже стал заниматься компьютерами, Интернетом.
Старался заниматься такими вещами, чтобы учить технологии, которые меня в тот момент интересовали. Я снаружи внутрь шёл. С компьютерами-до железа. Потом, когда понял, как всё работает - быстро потерял ко всему этому интерес.
- Ты программировал?
- Да. На всех уровнях программировал.
-
Слухи: В Харькове 80-х Мая знали все. Он устраивал концерты, был в движении. Учился в университете, то ли в Таллинне, то ли в Тарту. В Чикаго Зак Май устроился на работу программистом, просто прочитав книгу по Java. В Калифорнии зарабатывал программированием 100 - 150 долларов в час, это от 4000 до 6000 тысяч в неделю. Всему учился сам, исключительно способный.


- Почему оттуда уехал?
- Из Америки? Ну, сколько же можно, 12 лет в чужой стране, чувствуешь себя непризнанным постоянно
- Ты не освоился?
- Там никто не осваивается Никто в себя не приходит. Когда более менее начинаешь плавать в этой хуйне - но всё равно не чувствуешь себя дома. Не только я - вообще никто не чувствует себя дома.
- Ты общался с русскими?
- Все тусуются с русскими - кроме тех, кто нет. Кроме исключений, подтверждающих правило. Это особый класс людей. Их очень мало.

Слухи: Зака Мая знали все русскоязычные американцы. В Чикаго у них дома (жил с братом, родители осели в Балтиморе) была постоянная тусовка, художники, разные прикольные люди, самое интересное место в русском Чикаго, жизнь ключём. Зак учился записывать музыку, тусовка ему не мешала, он постоянно работал. Записал свой первый альбом "И никого другого" - с "Нахуй" и "Нашими танками" Висел в IRC, знакомился с людьми, в принципе - раскрутился до всеамериканской русской известности таким образом.
Читал фантастику и слушал музыку 70-х.

- Ты вернулся на пустое место?
- Нет, Гордей сказал, что можно отыграть концерты в Москве и в Питере - и что можно группу собрать из взрослых музыкантов. Я говорю - круто, давай делать.
- Ты там пел, в Америке?
- Я там в основном записывался. Но пел, квартирники, дни рождения, такое…
В общем - на сцене очень мало пел, вот только когда "Разные люди" приехали в Америку, я их открывал, и вот это были мои настоящие первые концерты, но тоже акустика.
- Что было в Питере?
- Вначале один концерт мы отрепетировали и сыграли. Группа была из случайных музыкантов, она плохо играла вначале.
- Ты создавал под себя культурную среду?
- Нет, там сложно. В группе, особенно в Питере - целая культура распределения ответственности за разные штуки, она неписаная, я в неё въезжал очень медленно.
Я думал, что нельзя, например, говорить басисту, что играть, нельзя барабанщику говорить что играть - вот такие вещи. Поэтому первая группа была совершенно неудачной - вот та группа, которая на "Нашествии", я вообще её даже и не слышал - я потом слышал какие-то записи, ну ужасно, ничего не осталось от того драйва, который я имел в виду.… Мы с ними немного поездили, когда мы Чижа открывали в Америке, и потом, когда приехал. Когда мы альбом записывали, он меня более-менее научил, как всё работает. На самом деле всё на мне, я отвечаю за всё, типа.
Мне не обязательно всё придумывать, но всё на мне…Я вообще этого понятия не знал раньше.
- Ты пишешь тексты и музыку?
- Песни пишу я, а аранжировки более менее вместе. Более менее пополам с каждым. Гитарист более менее свободен, и барабанщик свободен, потому что я не знаю что там делать.
Более менее пополам с каждым отдельно. Я не сразу этого добился, поэтому на этом альбоме многое зависит от акустических гитар, которые неправильно.
А сейчас, ты видел - многие вещи получаются очень жёстко.
Друзья в Питере, из "Король и шут", удачно пошутил один: "Ты получил уже готового барабанщика, тебе даже не пришлось его пиздить 16 лет как мне своего".
- Ты про наркотики поёшь. Сам принимаешь?
- Я как чукча - что вижу, то пою. Я считаю, что так вообще лучше петь.
- Что принимаешь?
- Я не принимаю, в основном, только алкоголя.
- Какой основной наркотик?
- Траву в основном. Все люди принимают наркотики. Другое дело, что большинство принимает алкоголь. Если учитывать алкоголь как наркотик, то все принимают наркотики. Кроме стрит - эйджеров, которые тащатся на стрит - эйдже. Очень мощное движение молодых людей, которые не используют ни алкоголь, ни наркотики. Всё на трезвяк.
- Асексуальная лига?
- Нет, с сексом у них как раз очень хорошо.
- "Винт"?
- "Винт" я никогда не пробовал, амфетамин в России, метамфетамин, "спид" в Америке.
- Чёрную никогда?
- Оно мне не нужно, мне кайфа хватает. Мне нужно для работы, вот белая для работы-оно охуительно. И то, приходится делать большие перерывы. Я делаю перерывы честно и долго. Вот сейчас большой перерыв. Я стараюсь концерты на белом никогда не делать, оно ужасно мешает. А записываться помогает.
- Были в Америке проблемы с наркотиками?
- Проблемы? С полицией или наркотиками?
- И с тем и с другим.
- С полицией не было никаких проблем, и с наркотиками не было - перерывы делать, оно помогает. И был момент, когда меня пересадили со "спида" на кислоту, и я сильно отрезвел на самом деле. Раньше я считал, что без "спида" вообще скучно.
А после кислоты я расслабился, мне необязательны наркотики, как раньше. Ну, трава обязательна.

Слухи: В Чикаго Зак Май курил траву, очень много. Грибы, кислоту - не признавал, говорил, что на него не действуют. Метамфетамин начал серьёзно принимать в Калифорнии, в Сан-Франциско. Из Чикаго уехали с братом в Калифорнию, в том числе из-за безденежья - угнали собственную машину с техстанции, не могли рассчитаться за ремонт. По одним слухам - уехал из Калифорнии в Питер из за каких-то напрягов с властями. По другим - всегда хотел стать певцом, а американская аудитория уже стала тесной.

- Что у вас с шоубизнесом?
- С шоубизнесом плохо.
Общий мэйнстрим - они знают только (в России, во всяком случае) песню "Нахуй" и у них превратное создаётся впечатление о том, чем мы занимаемся. Не все нас знают, только альтернативная контркультура. Ну, ещё профессионалы знают.
- Как вы работаете? Есть менеджер, продюсер?
- Директор есть, продюсера нет. У нас есть лейбл, он в основном служит, чтобы контакты наводить в Москве, приглашать, например, журналистов, но они сам промоушен не делают, потому что мы не вписываемся в их обычный образец промоушен. Потому что наше радио нас не крутит. У них принцип раскрутки - через радио, а радио нас не крутит почти вообще. Потому что у нас гитарная группа, и мы для них звучим несовременно. Они сказали это словами. Не всё мне, но всё до меня дошло. Он сказал - звук 75-го года, а наш альбом совсем гитарный, звук 75-го года, он моден в Нигерии, но не у нас в России.
В Питере почти все музыканты так говорили: "Что вы сделали такой старомодный звук..."
Я говорю "Зато честно и вкусно, вы сделайте честно и вкусно".
Они "Ну да, честно и вкусно, правда".
- То, что вы делаете - это попытка вернуть волну рока?
- Не, мне рок похуй на самом деле. Следующий альбом будет хип-хоповый и более электронный. Будет электроника, в этом же вообще нихуя нет. Но мне похуй рок, это техника просто, я его люблю.
Мы энергетику гоним со сцены, есть много методов гнать энергетику со сцены и с записи, вот мы попробовали классический рок, следующий у нас будет попсовый хип-хоп. Как при освоении техники, как с компьютерами -я занимался вещами чтобы освоить их. Пока мы рок альбом записывали - я более менее понял, как работает рок-н-ролл, я раньше не знал. Будем хип-хоповый альбом записывать, я более менее пойму как работает хип-хоп.
Русское радио нас не крутит, а "Шансон" крутит только одну "Бетонку", попсовые "Танки" у нас не крутят вообще.
Моя задача, программа максимум, - чтобы нас крутило "Русское радио" и "Максимум" - то есть, самые попсовые станции, и я буду делать попсовые хиты, пока они их не начнут крутить.
У меня есть такая установка - попса в ужасном состоянии в России сейчас, тут вообще никогда не было хорошей попсы. Будет хорошая попса - они будут крутить, они с удовольствием будут крутить.
-Ты как-то сказал "Харьков - это широкий и глубокий город - но правят им враги народа"…
- Да, это правда. Я был один день там, мне безумно там понравилось, и я хочу туда переехать. Но, так как у меня вся группа живёт в Питере - это невозможно.
Я, скорее всего, перееду на Украину, не факт что в Харьков, но то ли в Харьков, то ли на ЮБК
Если я стану богатым - я перееду на южный берег Крыма, если нет - я скорее всего перееду в Харьков. Не только потому, что это моя родина, потому что там мне безумно нравится. Я врубаюсь во всё, что там происходит.
- С кем вы в Питере поддерживаете отношения из групп?
- Ни с кем.
- Совместные концерты?
- Концерты даём совместные, вот сейчас поедем в Америку, "Король и шут" и мы. Причём мы поедем в акустике, потому что ДДТ поедет с ДДТ, будут две девчонки, акустический состав. Мы будем играть сорок минут перед "Король и шут", будет ужасно интересно, как это можно технически сделать. Как можно сделать, чтобы "КиШ"овские фанаты тебя не убили, когда ты играешь им акустику. Такие совместные концерты, ну ещё и на фестивали мы ездим. Есть много товарищей среди музыкантов, но мы ни с кем из них совместного не делаем, кроме, естественно, Чижа. Мы с ним более менее одинаковые, он более блюзовый, я более панковый. Вообще-мы же есть ДДТ.
- С Шевчуком ты в каких отношениях?
- С Шевчуком мы хорошо разговаривали, много, не то, чтобы мы дружим домами. Я его очень уважаю и люблю, правда не понимаю, чем он занимается…
- Девушки на подпевках - сёстры?
- Нет. Но они не на подпевках, они певицы.

Вот такой человек, Захар Май, Шива-разрушитель. Человек, осуществивший мечту революционного 88-го, самоучка, ставший певцом. Наркоман с характерными наркоманскими прогонами ("Все люди принимают наркотики. Другое дело, что большинство принимает алкоголь. Если учитывать алкоголь как наркотик, то все принимают наркотики"), но работоспособный и талантливый. Откровенный, как Гитлер времён борьбы. Он хочет разрушить современную попсу, создать новую, и на этом заработать. Не стесняется откровенно об этом говорить. Соответствует своим текстам, цельный человечище. Он приехал завоёвывать, "Наши танки"- это программа. Конечно, это не рок восьмидесятых по откровенности и накалу страстей, но он и не пытается. Иначе не менял бы слов в текстах, а то у него в Чикаго "Чикагские панки курят траву…", а в Питере "Ленинградские панки курят траву…", это не сильно важно, правда, трудно понять, чьи же всё-таки танки въедут в Москву. В старом роке так дешевить было нельзя.
Генерал в бесконечной войне наркоманов с алкоголиками. Причём, он вторгся на исконную территорию алкоголиков, что уже само по себе - поступок.
Глубоко харьковский персонаж, в хорошем смысле этого слова, как Лимонов.
Так что остаётся только пожелать удачи и победы. Давно пора потрусить алкоголиков, ну а некоторых и повесить - за всю хуйню.


zaxar_borisych - это он.
Если что-зайобуйте вопросами его, я не знаю где его можно послушать, купить диски и т.д..
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 43 comments